Ум и Разум

В своей жизни мы используем понятия ум и Разум, но если спросить, а что же это такое, то вряд ли найдем удовлетворительный ответ. Вот, что говорит о них Википедия:

«Ум (др.-греч. νοῦς) — это познавательные и аналитические способности человека. Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина читта, английского mind и немецких терминов geist (дух).»

«Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.»

Вас эти определения удовлетворяют? Обратимся же к восточной мудрости.
«Философия шайва-сиддханты выделяет ум инстинктивный, интеллектуальный и сверхсознательный. 1)Инстинктивный ум: манас-читта, сфера желаний и управитель сенсорных и моторных органов. 2) Интеллектуальный ум: буддхи-читта, способность мышления и разумность. 3)Сверхсознательный ум: карана-читта, уровень интуиции, благих склонностей и духовной пищи. Его тончайшая сущность есть Парашакти или Саччитанада, вездесущее, всезнающее сознание, трансцендентный светящийся разум, общий для всех душ»
«Танец с Шивой»

Эти три фазы нашего ума соответствуют Трем Герметическим Великим Планам – Физическому, Ментальному и Духовному.
На Физическом Плане мы воспринимаем себя телом. Наш инстинктивный ум направлен исключительно вовне и пытается втянуть в сферу своего влияния множество объектов. Таковы наши желания. Ум ненасытен и приносит нам страдания из-за своей неудовлетворенности. «Горе от ума!»
На Ментальном Плане мы имеем инструментарий, с помощью которого познаем мир и себя. Ментальный План это мир наших мыслей и рассуждений, а в качестве инструмента познания выступает наш разум. Мы живем в мире вещей, каждая из которых множеством нитей связана со всеми остальными. Эти связи мы наблюдаем в качестве событий. Не видя их сути, мы называем события случайными, отдавая таким образом дань собственному невежеству. Изучая связи вещей, мы нащупываем некоторые закономерности, которые почему-то всегда изменяются, являясь частным случаем более общих закономерностей.
Мы гордимся своей свободной волей, называем себя царями природы, потом что не понимаем, что являясь частью Целостности, мы в тоже время и есть Целое. Наша свободная воля всегда ограничена, как внешними, так и внутренними факторами. Она не может считаться таковой. Иллюзию свободной воли создает наш ум.
Но на определенном этапе мы приходим к пониманию мира в качестве единого организма, где все связано со всем. Ученые сегодня называют такое восприятие мира ноосферным и экофильным.
Однако же это только часть Пути, только Его Ступень. На этой Ступени человек понимает, что своими мыслью словом и делом он влияет на окружающий его мир, который изменяется в зависимости от действия Равнодействующих всех сил-причин, лежащих в основе каждого события, как следствия последних.

Исследованием внешнего и внутреннего космоса занимается наш разум- интеллект- буддхи-виджнана коша. В отличие от инстинктивного ума его трудно обнаружить. Он проявляет себя через руководство умом. Он господин по отношению к уму. Он проявляет себя через нашу внутреннюю волю. Он контролирует чувства и эмоции. При определенном опыте он способен контролировать и ум, останавливая на ходу бесконечный поток наших мыслей. Его назначение –следить за чистой в доме, не допуская в круг своего ума негативные мысли, чувства и эмоции.
Это он «стучится», чтобы ему «открылось». Его назначение – концентрация внимания на вещи. Он получает ответы на те вопросы, которые способен задать. Он источник вдохновения художников и поэтов, ученых и мистиков.
Он развивается от жизни к жизни, набираясь опыта через Риту ( шравана- получение информации, манана- размышление над ней и абхъяса –применение в своей жизни результатов наших размышлений), как универсальный алгоритм познания всего и вся.
Это он однажды встречает в себе самом Рассвет Божественного Присутствия. Это к нему адресованы слова:
«Стучите — и вам откроется, просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Назначение нашего разума достучаться до Небес. Иными словами перейти к Герметическому Великому Духовному Плану.
Он Один для всех. На Его вершине находится ТО, что не подвержено изменениям, что вечно выражает Себя через собственный самодостаточный Свет. Веды провозглашают:
« Истина Одна, но мудрые называют Ее разными Именами».

Отсюда столь много Ипостасей Божественного, в которых так легко затеряться. Герметисты называют Ее Все, Дух, Совершенный Разум.


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

4 комментария: Ум и Разум

  1. Что касается второго комментария, то не могу согласиться с последним выводом относительно Природы , общества и человека.
    Природа общества (большее) есть лишь часть проявленного множества-Целостности. Целое не есть множество, Но Оно есть Целостность, если мы будем рассматривать ее как неразделимый «Синтез» множества ( пракрити – природы, проявленного мира) и Неопределенности ( Бога).
    Общество и человек имеют проявления во всех трех великих герметических планах. Целое же не имеет качеств, поэтому не может быть сравнимо ни с чем, заключенным в ограничивающие имена и формы.

    Цитировать
  2. По поводу первого комментария могу сказать, что согласен с его выводами. Однако же хотел бы немного пояснить свое восприятие.
    Мудрость троична , поскольку есть проявление меры нашего просветления. Она основана на опыте, как главном критерии нашей жизни. Причем надо разделять мудрость житейскую в качестве дитя нашей индивидуальной морали и мудрость духовную, которая не ограничивается данным жизненным циклом, а берет свое начало, на мой взгляд, во всех наших пребываниях во всех предыдущих именах и формах. Мудрость духовная в человеческой форме одна для всех и полагается на единой для всех Нравственности, как проявлении Дхармы.
    Здесь нельзя не вспомнить о Рите, универсальном алгоритме познания. В ее основе опять же лежит опыт и лишь он предполагает принятие нами любого решения. Даже контроль ума, его низвержение также основаны на Рите.
    Рита проявляет себя и через первый закон диалектики Гегеля. Закон единства и борьбы противоположностей. Поскольку есть единство всего сущего на уровне Единого, то дифференциация его проявлений может быть сведена нами воедино через наши решения. » Теза, антитеза-синтез». Но в основе все равно лежит наш индивидуальный опыт. Два других диалектических закона Гегеля представляются мне второстепенными по отношению к первому.

    Цитировать
  3. В ряду» глупость-ум-мудрость-разум» последнее звено оказывается за бортом. Глупость и ум дихотомичны. Мудрость троична. Она учитывает третье – контекст. Контекст позволяет различать одинаковое как разное, а в разном позволяет видеть одинаковое, хотя функционально различное. Разум же решений не принимает, поскольку оптимизирован до совершенства гармонией, которая имеет четыре основных проявления в любых природных циклах. Мудрость позволяет приблизиться к разумности как динамической соразмерности, которая процессна и тоже имеет четыре основных проявления. Каждое из них меньше функционально целого. Так, например, любая из четырёх букв ДНК, клапан сердца, выраженный темперамент человека, времена года или Периодическая система элементов (зарядовость ядро-оболочка: чёт-чёт, чёт-нечёт, нечёт-нечёт, нечёт-чёт) и множество других примеров, где человек прозрел до видения и ведения Творения в соразмерностях такого образа (цикл) и резонансной кратности его самоподобия, невозможного ни на каком эталоне меры. Вот почему сравнения часто хромают.
    Забродоцкий Юрий Николаевич по поводу Ума и Разума

    Цитировать
  4. Так и с событиями (майданы) в России и Украины. Эти реалии по отношению друг к другу являются внешними и внутренними внутри себя. А внешнее и внутреннее не имеют единой меры! И если не найдены соразмерности относительно целого (Единицы РАЗ вития и её РАЗделения с О к Ра щением, когда свет от тьмы РАЗ делен в РА щением, или рождением-щением в Свете), в котором обеспечен обмен между наличием и отсутствием (1,0 и 0,1 – простейшая комбинаторная матрица) асимметричных числителей и знаменателей, которые в аддитивности и мультикативности (РАЗделить-УМножить) дают Единицу процессного целого, которое больше счётного «один», то остаются с неизбежностью только отношения перетягивания каната, или дельта плюс-дельта минус. Процессная комбинаторная матрица Природы и Творения и после Единицы Целого (ПОЛного), и после Нуля (ПОЛого) в Поле любых выделенных свойств содержит программную единую часть, когда 1,6180339…х 0,6180339… =1 – оси РАЗ вития в триединстве симметрии, асимметрии и кососимметрии Мироздания в четырёх основных проявлениях (тоже цикл: 1- .вешество, 2 – поле, 3 – и вещество и поле, т.е. плазма, 4 – ни вещество, ни поле, т.е. эфир). Замечу, что все свойства эфира асимметричны свойствам плазмы и наоборот, как и свойства вещества и поля. Как ни крути, но Целое остается как закон сохранения и так 1/Ф=ф/1, и так Ф/1=1/ф. Это Закон непреодолимой силы. Поэтому Природа (Целое) так относится к природе общества (большее), как общество относится к человеку (меньшее). Обратное тоже верно.
    Забродоцкий Юрий Николаевич. http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/01/0581-00.htm

    Цитировать

Добавить комментарий