СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Сегодня в преддверии предстоящих выборов различных уровней решил немного порассуждать по поводу понятия справедливости. О ней написано много философских трудов. Совершенно не претендуя на изложение истинного значения этого понятия, все же рискну высказаться на сей счет.

«Справедливость — понятие о должном [1], содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния [2]: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём [1]. В экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса [3]. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость [2].

Является одной из основных категорий этики [4]. Как черта характера, считается добродетелью[5].»

Википедия

Думается , что в этом определении акцент сделан на причинно-следственных связях, но главное в нем то, что речь идет о «должном».

«Делай что должно, и будь что будет!!» (Марк Аврелий/Катон Старший/Соломон/Лев Толстой)

Это древнее изречение мудрых адресовано каждому из нас. А что должно? Иными словами каков кодекс поведения каждого из нас? Ответы на эти вопросы мы найдем в своем собственном языке.

Давайте же рассмотрим понятие справедливости с точки зрения той мудрости, которая сокрыта в нашем праязыке.

С-пра-ВЕД-ливость берет свое начало в «пра-ВЕД-ности», иначе в древнем знании, которое по большому счету сокрыто в нашей собственной душе. Но пока мы барахтаемся в море страстей и желаний, нам некогда «постучаться, чтобы нам открылося».
Веды-источник древнего знания. Они рассматривают долг в качестве дхармы-» того , на чем держится космос».

Дхарма имеет множество значений. Это божественный закон, закон бытия, путь праведности, религия, добродетель, справедливость, добро, истина. По отношению к душе это образ поведения, наиболее благоприятный для духовного продвижения, правильный и праведный путь. Существует четыре вида дхармы:

1. Рита- вселенский закон Внутренний порядок космоса. Законы бытия и природы, которые содержат и контролируют все формы, функции и процессы от скопления галактик до энергии мысли и восприятия.

2. Варна-дхарма- «закон своей группы». Социальные обязанности. Варна-дхарма определяет обязательства и ответственность индивидуума перед страной, социумом, общиной, классом, профессиональной группой и семьей.

3. Ашрама-дхарма- «обязанности жизненных стадий». Человеческая дхарма. Естественный процесс созревания от детства до старого возраста через выполнение обязанностей каждой стадии жизни.

4. Свадхарма-»личный закон». Очень часто называемый человеческой судьбой.

Относительно Риты можно добавить , что она в свою очередь имеет два аспекта:

- порядок, алгоритм познания всего и вся, через получение информации, размышления над ней и получение опыта посредством применения на практике результатов наших размышлений.

- единство мысли , слова и дела. Иными словами мы всегда должны говорить то, о чем думаем, и делать то , о чем говорим. В противном случае мы наполняем мир помоями лжи.

Веды утверждают:

» Сатьям вада, дхармам чара»- » Всегда говори правду и поступай по справедливости».

Возвращаясь к справедливости , я бы назвал ее одним из качеств нашего характера. Причем справедливость всегда индивидуальна. Иными словами она есть струя чистой родниковой воды в мутных водах наших страстей, привычек, эмоций и желаний. Базируясь на общей для всех Пра-ВЕД-ности, справедливость выступает голосом нашей совести, который по словам Николая Бердяева » напрямую связывает человека с Богом»

В нашем мире все связано со всем. Поэтому каждый из нас живет не для себя любимого, а для других. Все мы молимся о здоровье своих близких, мы трудимся для блага своей семьи. Но каждый из нас живет не в изолированном мире, а в социуме, части которого взаимосвязаны мириадами причинно-следственных связей между собой и окружающей средой. Мы не будем спокойны, если в нашем городе или деревне произойдет эпидемия смертельной болезни, если у нашего соседа нет работы или дохода, если нашей стране будут угрожать стихийные бедствия, война или экономическая катастрофа. Поэтому все силы каждого гражданина должны быть направлены на общее благо. Если хочешь служить Богу, служи людям. Отсюда долг каждого СЛУЖИТЬ. Такое поведение, а главное побудительный стимул к действию и есть справедливость , основанная на пра-ВЕД-ности. Не права и обязанности, а именно служение должно лежать в основе всех наших решений и действий.

Справедливость есть родная сестра патриотизма, который наш Президент обозначил в качестве национальной идеи. Это действительно так. Патриотом можно считать лишь того, кто всю свою жизнь готов положить на алтарь Отечества.

А вот что говорит о справедливости Платон в своем «Пратогоре»

«Вот и спрашивает Гермес Зевса, каким же образом дать людям правду и стыд. «Так ли их распределить, как распределены искусства? А распределены они вот как: одного, владеющего искусством врачевания, хватает на многих не сведущих в нем; то же и со всеми прочими мастерами. Значит, правду и стыд мне таким же образом установить среди людей или же уделить их всем?»

«Всем, – сказал Зевс, – пусть все будут к ним причастны; не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть, как владеют обычно искусствами. И закон положи от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным стыду и правде, убивать как язву общества».

«..Если только существует это единое и если это не плотницкое, не кузнечное и не гончарное ремесло, но справедливость, рассудительность и благочестие – одним словом, то, что я называю человеческой добродетелью, и если это есть то, чему все должны быть причастны, и всякий человек, что бы он ни желал изучить или сделать, должен все делать лишь в соответствии с этим единым, а не вопреки ему, и того, кто к нему непричастен, надо учить и наказывать – будь то ребенок, мужчина или женщина, – пока тот, кого наказывают, не исправится, и если, наконец, он, несмотря на наказания и поучения, не слушается и его надо как неизлечимого изгонять из городов или убивать, – если так обстоит дело по самой природе, а между тем хорошие люди учат своих сыновей всему, только не этому, суди сам, как чудно все получается у хороших людей!
Мы доказали, что они считают возможным обучать этой добродетели и в домашнем быту, и в общественном. Но если возможно учить добродетели и развивать ее, неужели эти люди начнут учить своих сыновей лишь тем вещам, неведение которых не карается смертной казнью, между тем как их детям, если они не научены добродетели и не воспитаны в ней, угрожает смерть, изгнание и, кроме того, потеря имущества – словом, полное разорение дома? Неужто же они не станут учить их этому со всей возможной заботливостью? Надо полагать, что станут, Сократ.»

«Так вот это самое ты мне и растолкуй в точных выражениях: есть ли добродетель нечто единое, а справедливость, рассудительность и благочестие – ее части, или же все то, что я сейчас назвал, – только обозначения того же самого единого. Вот что еще я жажду узнать.

- Да ведь на это легко ответить, Сократ, – сказал Протагор. – Добродетель едина, а то, о чем ты спрашиваешь, – ее части».

То, что Платон называет добродетелью, имеет своим синонимом праВЕДность. Ее можно рассматривать с разных сторон и потому она единая может восприниматься в своих различных ипостасях. Но необходимо подчеркнуть , что Добродетель-ПраВЕДность едина не только в своих проявлениях, но и для всех людей , независимо от цвета кожи, формы носа и исповедания.
Теперь давайте посмотрим на наших «слуг » народа. Многие из них имеют свою недвижимость за бугром, там же учат своих детей, совершенно не стесняются роскоши, в которой погрязли. Могут ли они быть способны принимать справедливые решения или же все их действия продиктованы непомерной жаждой денег и власти?

Вспомним Платона:

«И закон положи от меня, чтобы всякого, кто не может быть причастным стыду и правде, убивать как язву общества.
.. и всякий человек, что бы он ни желал изучить или сделать, должен все делать лишь в соответствии с этим единым, а не вопреки ему, и того, кто к нему непричастен, надо учить и наказывать – будь то ребенок, мужчина или женщина, – пока тот, кого наказывают, не исправится, и если, наконец, он, несмотря на наказания и поучения, не слушается и его надо как неизлечимого изгонять из городов или убивать».

Не будем столь кровожадны, но станем нетерпимы к слугам злата, ибо «не бывать государствам, если только немногие будут этим владеть ( правдой и стыдом, прим. А.З.), как владеют обычно искусствами».


Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

Добавить комментарий